Театр простых людей07.04.2008 11:58
Согласитесь, что вы никогда и ни за что не пошли бы в психиатрическую клинику самостоятельно, по своему желанию. В такие места мы идем лишь тогда, когда жизнь нас туда ведет. Но туда идти страх, как не хочется.
СМИ и кино четко рисуют нам жуткие образы психиатрических клиник, наркодиспансеров, тюрем. А те образы, которые мы рисуем у себя в голове, подчас чудовищны, искривлены и воплощены в жуткую фантазию. Фантазию, которая переплетается с видеорядом какого-то очередного спецрепортажа из «дурдома» на скандальном телеканале. Скандал-скандал-скандал.
А за душой не остается ничего. Нет сострадания. Душевнобольные, как правило, вызывают веселье и смех у «не больных». А не показатель ли это того, что и те «не больные» как раз есть носителями смертельной для общества болезни, которая рано или поздно загонит человека в норы, сделает его нелюдимым?
Павловская премьера
12 января 2008 года на сцене Большого зала психоневрологической клиники №1 им. Павлова состоялась премьера драматической шарады (как авторы сами называют постановку) «Мышкин дом». Спектакль поставлен по роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Участники постановки – обыкновенные люди, часто совсем не актеры по образованию. Но это совсем не отображается на качестве постановки и впечатлениях от увиденного. Главное, что им есть, что сказать себе и другим. А зритель хочет это услышать.
Понять или переосмыслить все то человеческое, о чем люди, как правило, не задумываются, но живут с этим – считают это чем-то неотъемлемым и само собою понятным и присущим. Ведь в один момент все может измениться, и то прописное исчезнет. А ведь эти вещи формируют человека. Взаимопонимание, дружба, любовь, поддержка, общение... Без этого уже и не человек ты вовсе!
Детали
Сюжет постановки пересказывать не буду – читали, а тем, кто не читал, смотреть будет не интересно. Главное, что спектакль постоянно живет. Он развивается, меняется, деформируется. С приходом новых людей в труппу появляются новые сцены, изменяются старые. Поэтому, даже уже смотрев этот спектакль единожды, можно с уверенностью идти на него вновь. Можно идти туда смотреть постановку, а можно стать частью творческого коллектива. Двери театра всегда открыты для молодых, талантливых людей. И ваша помощь всегда нужна.
Сценическую редакцию и постановку осуществил Сергей Эненберг. Замечу, что она полна новшеств и авторских интерпретаций классического текста. К примеру, князя Мышкина два: один начинает и завершает спектакль, а другой участвует во всей постановке. В происходящее на сцене иногда вмешивается режиссер, но не Сергей Эненберг, а актер, который якобы постановщик, и иногда он просит повторить какую-то часть постановки, ведет беседу с актерами. И тут же все становится на свои места: режиссер исчезает, а актеры продолжают свою жизнь в театре, в образах.
Эксперименты с актерами тоже удались на славу. Пускай иногда ребятам не хватает профессионализма и практики, но все компенсируется той искрой в глазах, которая остается со зрителем.
Наиболее убедительным, по моему мнению, был Клим Козинский в роли Князя Мышкина. Полное перевоплощение и вера самому себе. Не режиссеру, не актерам, не зрителям, а себе – чертовски хорошему и правдивому больному князю Мышкину. Если веришь себе в роли – успеха не избежать – тебе поверят все! Это Климу удается.
Несмотря на то, что спектакль совершенно бесплатный, он организован на довольно высоком техническом уровне. На общий успех и качество постановки работает звуковой режиссерский пульт, несколько источников света, которые создают нужную выпуклость, глубокие тени, и хороший блеск глаз.
Минимализм сцены – белый фон и белые кубы вместо столов, стульев и прочей домашней утвари. С одной стороны, такая сценография не отвлекают от происходящего, но с другой – вызывает небольшой внутренний дискомфорт, все-таки постановка классическая, и это предвидит соответствующий антураж. Однако кричащим минусом это назвать не осмелюсь.
К этому же кубическая мебель компенсируется оригинальными костюмами. Довольно скромны, но хороши, иногда даже гротескны: коротковатые рукава и штанины на князе, вычурный камердинер, дамы в платьях и больших шляпах.
Итог
Этот театр называется «БУДЬМО» и, фактически, он живет в психиатрической больнице. Его родители этим названием призывают всех быть, жить, получать от жизни все то человеческое и теплое, без чего так нелегко.
Как говорилось в начале этого текста, нормальные люди крайне редко сами идут в подобные заведения. А здесь совершенно противоположный случай – режиссер Сергей Эненберг и актерский состав работает для душевнобольных и с ними.
Спектакль «Кошкин дом» постоянно показывают лечащимся в Павловке. Также театр проводит работу по постановке спектаклей, где задействованы пациенты клиники.
«Мышкин дом» (краткая информация):
Спектакль-шарада в 1 отделении
(по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)
Сценическая редакция и постановка – Сергей Эненберг Художник – Валентина Кузьмичёва Костюмы – Оксана Шейко
В ролях:
Князь Мышкин – Клим Козинский Лива – Лива Баркар Камердинер – Сергей Мильман Ганя – Вахтанг Твалавадзе Генерал Епанчин – Александр Гончаренко Генеральша Епанчина – Людмила Кирилюк Александра – Юлия Полищук Аделаида – Ирина Деменюк Аглая – Каролина Григоренко Мавра – Лива Баркор Мари – Юлия Полищук Мать Мари – Ирина Деменюк
Эту и другие постановки театра «БУДЬМО» можно увидеть практически каждую субботу в помещении Большого зала психоневрологической клиники №1 им. Павлова.
Справки по телефону: 8-066-185-40-40
Сергей Наконечный
http://www.culbit.com/ |