Поэты выступили на границе и в тюрьме07.08.2008 18:50
Игорь Сид
1–3 августа в Симферополе, Керчи и на острове Тузла в Керченском
проливе прошли акции литературно-художественного фестиваля «Баррикада
на Тузле», объединившего в своей программе авторов из Украины, России и
Белоруссии.
Проект возник как микст двух арт-проектов с давней историей. Первый –
полузабытый сегодня Боспорский форум, собиравший с 1993 по 1995 годы в
Керчи и на острове Тузла известных поэтов и писателей из России.
Второй – фестиваль «Остання Барикада», с начала столетия представлявший
в разных городах Украины современных украинских литераторов.
Просветительско-пропагандистская миссия «Баррикады» соединилась с
подчеркнуто игровым, карнавальным началом, отличавшим Боспорский форум.
НАШ ПУЛЕМЕТ ВПЕРЕД ЛЕТИТ
Особенности проекта «Баррикада» связаны во многом с тем, что его
сооснователи – известный политолог и политик, некогда организатор
первой в истории независимой Украины протестной акции на Майдане
(голодовка студентов), а ныне депутат Верховной Рады Олесь Доний, и
известный украинский поэт Сергей Жадан. Поэтому политическое и
поэтическое начала в проекте находятся в очевидно конкурентной
ситуации. Нынешний этап «Баррикады» предпочел поэзию, правда,
разбавленную наличием реквизитного пулемета «Максим» – наследством
раннего, героического этапа проекта.
Эстетски смотрелся пулемет на первой уличной литературной акции в
Симферополе, у крыльца Дома Офицеров. А вот во время мероприятий на
пограничном острове Тузла его присутствие приобретало какой-то
двойственный смысл. В успокоение ревнителей политической корректности
стоит уточнить, что станковое оружие было направлено вовсе не на
соседнюю Россию, как можно было бы опасаться. Молчаливое дуло смотрело
на побережье Украины, еще точнее – на безлюдный керченский мыс Белый.
СТИХИ ЗА РЕШЕТКОЙ
Одной из сильных сторон действа стала прекрасная команды из России,
напомнившая зрителям театральную труппу, где у каждого поэта своя
характерная роль: своевольная девочка Анна Русс, романтическое чудовище
Андрей Родионов, мудрый клоун Герман Лукомников, демонический Орфей
Игорь Лёвшин. Интересным дополнением было участие публикующегося в
престижных московских издательствах симферопольского русского поэта
Павла Гольдина.
Украинскую команду составили авторы из четырех городов Украины: Эдуард
Драч, Сергей Пантюк, Артем Полежака, Лирник Сашко, Сашко Ушкалов.
Белорусскую – минчане Северин Квятковский и Сергей Минскевич.
Крымскотатаркую часть программы представили Гульнара Абдулаева, Динара
Аваз, Дилявер Алимов, Эльнара Батырова, Эльмара Мустафаева, Сейран
Сулейман – кажется, впервые русскоязычное население Крыма услышало
столько крымскотатарских авторов одновременно. Вообще, поочередное
звучание текстов на четырех языках было одним из эффектных нюансов
программы.
Отдельной статьей – автор просит прощения за невольный каламбур – стали
чтения в Керченской тюрьме. Конечно, в данном случае число слушателей
не является показателем популярности поэзии. И все же – 700 человек! –
Герман Лукомников всерьез отметил, что это самый большой зал, который
он собрал в жизни. Участников искренне порадовало и вдохновило то
внимание, с которым их здесь слушали, кто-то посчитал эту акцию лучшим
моментом во всем фестивале.
ДАВАЙТЕ ЖИТЬ МИРНО
Забавным моментом были огромные усилия местных властей по избеганию
конфликтов – представление об антиукраинских настроениях в Крыму
несколько преувеличены. Так, во время акций на Тузле – запускания
воздушного змея Исметом Шейх-Задэ и воздушных шаров Анатолием Федирко,
перформанса Сашко Недония «Углубление канала украино-российской
дружбы» – за каждым кустиком сидело по несколько сотрудников спецотряда
милиции. А в пансионате, где ночевали участники, их рассаживали в
столовой почему-то под табличками «белорусская группа».
Интересным добавлением ко всем событиям фестиваля стало то, что у
руководителя проекта Олеся Дония в Крыму обнаружились родственники,
сплошь русскоязычные. Можно надеяться, что их голоса присоединятся к
голоса избирательским, и политик Доний станет уделять все больше
внимания запросам и нуждам населения Крыма.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Левшин (Россия)
Все получилось очень интересно. Хотя красивая идея – превратить остров
в экстерриториальную арт-площадку – была деформирована, излишне
политизирована. Пулемет на акциях мне скорее понравился, но
анархистские знамена в окружении охраняющих их спецвойск выглядели
комично. Больше всего понравились чтения перед керченской
интеллигенцией в Институте океанографии, где участники особенно
блистали.
Исмет Шейх-Задэ (Украина)
Очень доволен тем, что мы сделали! Мне показалось, что в проекте
максимально эффектно были использованы возможности острова Тузла – как
идеальной художественной лаборатории, как символического пространства
плодотворной границы между культурами. Кроме того, давно хотелось
делать арт-проекты в Керчи, откуда мои корни – там учительствовал в
школе мой дедушка.
http://gazeta.24.ua/ |