СТАТТІ ТА РЕПОРТАЖІ

Поэты выступили на границе и в тюрьме

07.08.2008 18:50

Игорь Сид

1–3 августа в Симферополе, Керчи и на острове Тузла в Керченском проливе прошли акции литературно-художественного фестиваля «Баррикада на Тузле», объединившего в своей программе авторов из Украины, России и Белоруссии.

Проект возник как микст двух арт-проектов с давней историей. Первый – полузабытый сегодня Боспорский форум, собиравший с 1993 по 1995 годы в Керчи и на острове Тузла известных поэтов и писателей из России. Второй – фестиваль «Остання Барикада», с начала столетия представлявший в разных городах Украины современных украинских литераторов. Просветительско-пропагандистская миссия «Баррикады» соединилась с подчеркнуто игровым, карнавальным началом, отличавшим Боспорский форум.

НАШ ПУЛЕМЕТ ВПЕРЕД ЛЕТИТ

Особенности проекта «Баррикада» связаны во многом с тем, что его сооснователи – известный политолог и политик, некогда организатор первой в истории независимой Украины протестной акции на Майдане (голодовка студентов), а ныне депутат Верховной Рады Олесь Доний, и известный украинский поэт Сергей Жадан. Поэтому политическое и поэтическое начала в проекте находятся в очевидно конкурентной ситуации. Нынешний этап «Баррикады» предпочел поэзию, правда, разбавленную наличием реквизитного пулемета «Максим» – наследством раннего, героического этапа проекта.

Эстетски смотрелся пулемет на первой уличной литературной акции в Симферополе, у крыльца Дома Офицеров. А вот во время мероприятий на пограничном острове Тузла его присутствие приобретало какой-то двойственный смысл. В успокоение ревнителей политической корректности стоит уточнить, что станковое оружие было направлено вовсе не на соседнюю Россию, как можно было бы опасаться. Молчаливое дуло смотрело на побережье Украины, еще точнее – на безлюдный керченский мыс Белый.

СТИХИ ЗА РЕШЕТКОЙ

Одной из сильных сторон действа стала прекрасная команды из России, напомнившая зрителям театральную труппу, где у каждого поэта своя характерная роль: своевольная девочка Анна Русс, романтическое чудовище Андрей Родионов, мудрый клоун Герман Лукомников, демонический Орфей Игорь Лёвшин. Интересным дополнением было участие публикующегося в престижных московских издательствах симферопольского русского поэта Павла Гольдина.

Украинскую команду составили авторы из четырех городов Украины: Эдуард Драч, Сергей Пантюк, Артем Полежака, Лирник Сашко, Сашко Ушкалов. Белорусскую – минчане Северин Квятковский и Сергей Минскевич. Крымскотатаркую часть программы представили Гульнара Абдулаева, Динара Аваз, Дилявер Алимов, Эльнара Батырова, Эльмара Мустафаева, Сейран Сулейман – кажется, впервые русскоязычное население Крыма услышало столько крымскотатарских авторов одновременно. Вообще, поочередное звучание текстов на четырех языках было одним из эффектных нюансов программы.

Отдельной статьей – автор просит прощения за невольный каламбур – стали чтения в Керченской тюрьме. Конечно, в данном случае число слушателей не является показателем популярности поэзии. И все же – 700 человек! – Герман Лукомников всерьез отметил, что это самый большой зал, который он собрал в жизни. Участников искренне порадовало и вдохновило то внимание, с которым их здесь слушали, кто-то посчитал эту акцию лучшим моментом во всем фестивале.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ МИРНО

Забавным моментом были огромные усилия местных властей по избеганию конфликтов – представление об антиукраинских настроениях в Крыму несколько преувеличены. Так, во время акций на Тузле – запускания воздушного змея Исметом Шейх-Задэ и воздушных шаров Анатолием Федирко, перформанса Сашко Недония «Углубление канала украино-российской дружбы» – за каждым кустиком сидело по несколько сотрудников спецотряда милиции. А в пансионате, где ночевали участники, их рассаживали в столовой почему-то под табличками «белорусская группа».

Интересным добавлением ко всем событиям фестиваля стало то, что у руководителя проекта Олеся Дония в Крыму обнаружились родственники, сплошь русскоязычные. Можно надеяться, что их голоса присоединятся к голоса избирательским, и политик Доний станет уделять все больше внимания запросам и нуждам населения Крыма.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Левшин (Россия)

Все получилось очень интересно. Хотя красивая идея – превратить остров в экстерриториальную арт-площадку – была деформирована, излишне политизирована. Пулемет на акциях мне скорее понравился, но анархистские знамена в окружении охраняющих их спецвойск выглядели комично. Больше всего понравились чтения перед керченской интеллигенцией в Институте океанографии, где участники особенно блистали.

Исмет Шейх-Задэ (Украина)

Очень доволен тем, что мы сделали! Мне показалось, что в проекте максимально эффектно были использованы возможности острова Тузла – как идеальной художественной лаборатории, как символического пространства плодотворной границы между культурами. Кроме того, давно хотелось делать арт-проекты в Керчи, откуда мои корни – там учительствовал в школе мой дедушка.

КОМЕНТАРІ

Ім’я

Коментар

Введіть код,
зображений на малюнку

ОСТАННІ СТАТТІ

Сергій Тримбач: «Книги не обираю, радше вони обирають мене»

«Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом»

Під час презентації книги Ульяненка люди познімали з себе одяг

Брати Капранови дали десять порад публіцисту

Серед багатих українців стало модним дарувати "круті" книжки

Обіцянка – не цяцянка!

Приблудна культура

Перший гайдамака в Україні

Я відведу тебе в музей сексу

Лірика одинаків

Ліна Костенко: Усяка наволоч український народ принижує, а він десь загубив у собі відпорність

Тарас Чубай Наш партизан

Сергій Жадан: Мені цікаво дивитися вітчизняну порнуху

Жадан обійшов Толстого

Донию понравился анекдот Бенюка о богатом дядюшке

Про те, як донецькі люблять наш фест...

Така от <...> мода?

Із щоденника Сергія Федаки. Жадан

Роксоляна Свято : Сад без огорож

Зачарована стежина уяви – 2

Всі права застережені.

© 2008 Мистецьке об'єднання «ОsтаNNя Барикада»