СТАТТІ ТА РЕПОРТАЖІ

Гульнуть «по-махновски»

27.08.2008 19:25

Анастасия РАХМАНИНА

В Гуляйполе отгремел третий фестиваль «День Незалежності з Махном». «Анархисты» вели себя чинно-благородно: читали стихи (и писали их на девичьих телах), пели и сподобились всего на 2 драки за 2 дня

В столице украинского анархизма 23-24 августа гуляли все: литераторы, музыканты, представители самых разных контркультурных течений и «классические» фестивальщики. А еще – молодые родители с грудными детьми, пенсионеры, гости изо всех регионов страны и даже соседних государств. Тем не менее, самый экстравагантный отечественный пленэр прошел на удивление мирно и спокойно, даже пили значительно меньше, чем в прошлом году. Но «мирно и спокойно» – совсем не значит «скучно»!

Мероприятий и акций, проведенных в эти дни, хватило бы на пару фестивалей. Чего только стоят главные «махновские» действа: перформенс «Томатный лидер нации», когда каждый гость фестиваля мог закидать ненавистного политика свежими помидорами (не живого, разумеется, а солидных размеров шаржи, изображающие людей, «очень похожих»).

Хотя, надо сказать, немало сочных «боеприпасов» досталось и бабушкам, дежурившим за стеной, на которой развесили шаржи – перелетевших туда помидоров наверняка хватило на несколько ведер борща. А еще вот – конкурс «Поэтический боди-арт», действо куда более интимно-лиричное: на малой сцене, спрятанной под огромным навесом, собрались литераторы и полуобнаженные девушки, желающие быть разрисованными.

На телах изображали все, что на ум взбредет, и, конечно, писали стихи. Собственно, их впоследствии и оценивали: победил смысл (стихотворение Олега Короташа, призывающее политиков любить женщин), а не размер (стиха, конечно же, а не того, о чем вы подумали!).

«Махно – первый метросексуал» – такое определение «батьке» дал ведущий фестиваля «отаман Пекельний» (поэт Артемий Полежака). А изгалялся для того, чтобы «модным» словом с исторической привязкой хоть как-то обосновать название одной из акций фестиваля – «Гламурные махновские чтения». Читали, естественно, все подряд: поэзию и прозу, лирические и остросоциальные тексты.

Поэтому Пекельному пришлось импровизировать, придумывая каждому литератору «тему доклада»: «С каким калибром нужно ходить на Ксюшу Собчак», «Творческий путь Димы Билана как пример анархизма в действии», «Разведение собачек чи-хуа-хуа в условиях степной зоны» и подобные. Анархистский «сучукрлит» воспринимали не все: кто-то, обозвав поэтов извращенцами, устремлялся в сторону ближайшей палатки с пивом, кто-то, не прекращая грызть семечки, кричал: «Убрать со сцены!», а кто-то поддерживал одобрительными возгласами.

Зато окончание «чтений» понравилось всем: на сцену вышла харьковская группа «Собаки в космосе» в сопровождении любимца «всея фестиваля» Сергея Жадана: «Вставайте и танцуйте – поэзии сегодня больше не будет!» – под развеселую музыку в стиле ска именитый литератор декламировал «вокально-хореографические композиции» вроде «Дибілів в армію не беруть», чем заставил зрителей, начинавших откровенно зевать, устроить просто дикие пляски. Кстати, первый день фестиваля был объявлен «Днем Жадана» в честь дня рождения литератора.

На вечерних концертах было еще веселее: под музыку Сергея Бабкина, «Мертвого Півеня», «Бумбокса», Zdob zi Zdub и других устроили настоящую пылевую бурю – пришедшие без респиратора задыхались даже в стороне от импровизированного танц-пола.

Так отгуляли «махновцы» в Гуляйполе в этом году. Ну а в следующем организаторы обещают сделать фестиваль еще громче, еще больше и еще креативнее. Планируют расширить музыкальную «географию», а главное – попытаться собрать (всего на одно выступление!) легендарную группу «Брати Гадюкини». Получится ли – поживем-увидим.

Аспект

Можно ли заработать «на анархизме»?

Отечественные фестивальщики уже научились воспринимать регистрационные взносы как должное, поэтому 25 грн за вход смутили, в основном, местных жителей, пожелавших, как и в прошлые годы, смотреть фестиваль «на шару». Иногородних же удивили платные биотуалеты и «одногривневые» помидоры для участия в акции «Томатный лидер нации». Киевлян порадовало пиво по 4 грн (против 10 грн на той же «Чайке»).

А футболки с фестивальной символикой (60 и 70 грн), банданы (30 грн) и – новинка – женские бикини (60 грн) расходились просто «на ура». На фестивале «отметилось» 5 тыс. зрителей – вдвое меньше, нежели в прошлом году. По одной из версий, людей отпугнуло именно введение платы за вход, которая, кстати, покрывает всего 2–3 процента общих расходов. Но, как говорится, нет худа без добра: меньше людей – меньше беспорядков. По данным милиции, за время фестиваля произошло всего 2 драки, а «всерьез и надолго» задержанных не оказалось вообще.

Мы спросили:

Зачем вы приехали в Гуляйполе?

«Посмотреть, как объединяются Запад и Восток»

Сашко ЛИРНЫК, поэт-сказочник:

– Помочь «воспитать» новую генерацию. Главная задача фестиваля – помочь людям ощутить себя свободными. И эта задумка удалась – мы попали на территорию абсолютной свободы, где как у Котляревского: «Хочеш рубать – тобі дадуть палаш». Подобные фестивали – и конкретно этот – воспитывают новую украинскую элиту, по-настоящему объединяют Запад и Восток, помогают подрастающему поколению найти общий язык. Надеюсь, в скором времени это принесет плоды: идея анархизма как свободы, непродажности поспособствует окончанию нашего сорокалетнего «блуждания по пустыне».

«Поддержать украинское фестивальное движение»

Каша САЛЬЦОВА, лидер группы «Крихітка Цахес»:

– Мы приехали играть! Впрочем, как и остальные музыканты. Здесь это делать приятно: «День Независимости с Махно» – хорошая альтернатива происходящему в Киеве. У этого фестиваля очень симпатичное лицо, своя «фишка», идея. И это радует, поскольку украинское фестивальное движение пока что находится не в лучшем состоянии. Думаю, каждый регион, каждая область заслуживает на проведение подобных мероприятий.

«Заработать деньги»

Ян ЛЯШКЕВИЧ, народный умелец:

– Работать – не пропускаю ни одного крупного фестиваля. Этот у меня – 19-й в сезоне, включая Россию, Польшу, Беларусь. В Украине жлобский подход к организации – с мастеров требуют взнос за участие и предварительную заявку. А я в селе живу – интернета в глаза не видел. Зато мои изделия «летают» по всему миру. Этот фестиваль понравился атмосферой – хорошо, что мы имеем возможность вот так собраться, послушать музыку и пообщаться, не говоря о политике.

«Увидеть, что это вообще такое»

Дарья ПЕТУЛЬКО, студентка:

– Друзья, бывшие на фестивале в прошлом году, очень хвалили – мол, пропаганда украинской поэзии, музыки, культуры. Заинтересовалась и решила увидеть это своими глазами – специально приехала из Донецка. Тут здорово! Нужно чаще устраивать такие фестивали.

«Понять, при чем здесь Махно»

Юрий Иванович КОРОСТЕЛЕВ, ветеран:

– Хочу понять, зачем это проводят. Я ведь гуляйполец – мой дед был махновцем, да и мне не чужда эта идея. Зачем притягивать Махно к фестивалю: горсовету за право проведения дали 20 тыс. – но этого даже на уборку территории не хватит! Я утром прошелся по берегу озера – сплошь использованные шприцы и презервативы. Уже молчу про посадку, к которой не подойти из-за вони. Разве так нужно воспитывать молодежь? Все, что тут происходит, только развращает юное поколение, и Махно тут ни при чем.

КОМЕНТАРІ

Ім’я

Коментар

Введіть код,
зображений на малюнку

ОСТАННІ СТАТТІ

Сергій Тримбач: «Книги не обираю, радше вони обирають мене»

«Поєднаємо патріотизм зі здоровим глуздом»

Під час презентації книги Ульяненка люди познімали з себе одяг

Брати Капранови дали десять порад публіцисту

Серед багатих українців стало модним дарувати "круті" книжки

Обіцянка – не цяцянка!

Приблудна культура

Перший гайдамака в Україні

Я відведу тебе в музей сексу

Лірика одинаків

Ліна Костенко: Усяка наволоч український народ принижує, а він десь загубив у собі відпорність

Тарас Чубай Наш партизан

Сергій Жадан: Мені цікаво дивитися вітчизняну порнуху

Жадан обійшов Толстого

Донию понравился анекдот Бенюка о богатом дядюшке

Про те, як донецькі люблять наш фест...

Така от <...> мода?

Із щоденника Сергія Федаки. Жадан

Роксоляна Свято : Сад без огорож

Зачарована стежина уяви – 2

Всі права застережені.

© 2008 Мистецьке об'єднання «ОsтаNNя Барикада»